Образцы сочинений про знаки препинания

Образцы сочинений

Зачем нужны запятые?

       Наверное, каждый из нас хотя бы раз задумался о том, зачем нужны запятые.

        Запятые могут выполнять две функции: разделительную и выделительную.

        В качестве разделительного знака препинания они служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. И в сложном для разграничения его частей, например: Катятся ядра ,свищут пули, нависли хладные штыки.

        Запятые в качестве выделительного знака служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, обособленных членов и т.д.), например: Спой, светик, не стыдись.

       Таким образом, запятые помогают обозначить в тексте границы смысловых отрезков.

Зачем нужно тире?

Вариант 1.

 Очевидно, каждый из нас хоть раз задумывался о том, зачем используется тире.

         Тире может выполнять в русском языке две функции: разделительную и выделительную.

        В качестве разделительного  данный знак препинания служит для разграничения частей сложного бессоюзного предложения, например: Стадо гонят – коровы ревут. А также при пропуске связки между подлежащим и сказуемым. Подтвердим примером из текста: Береги платье снову, а честь смолоду. Тире ставится между прямой речью и словами автора, как в следующем предложении. «Пожар!» - раздался внизу отчаянный крик.

       Тире как  выделительный знак ставится после однородных членов перед обобщающим словом. На крышах домов, на деревьях – везде лежал снег. А также при вводных словах и предложениях, например: Мой приход – я это мог заметит ь- не смутил гостей.

         Таким образом, у тире разнообразный круг употребления.

Вариант 2.

        Есть речь устная и письменная. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.

           Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.

            Так, в предложении . тире отмечает начало и конец такого синтаксического отреза, как слова автора, а в предложении . отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).

            Предложения с 8по — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то ..то В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «.»

           Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении .. выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.

Вариант 3.

          Знаки препинания помогают устанавливать смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

         Многие знаки выполняют исключительно смысловую роль, притом часто с эмоциональной окраской. Большая смыслоразличительная роль отводится, например, тире.

       Тире прежде всего означает всевозможные пропуски – пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, сохраняет принадлежащее им место.

     Попытаемся  определить роль тире в предложенном тексте В. Сухомлинского.  В предложениях 1 и 3  тире обозначает пропуск  связки. Это употребление тире между подлежащим и сказуемым. В предложениях 18, 27, 32  тире выполняет другую функцию: пропуск сказуемого в эллиптических предложениях.  Тире может выступать и как своеобразный  разграничитель.    Примером могут служить предложения 31 – 33. Тире здесь сигнализирует о границе авторских слов и прямой речи и при абзацном расположении реплик диалога.

     Можно с уверенностью сказать, что Игорь прав.  Тире – это очень мощный, содержательный знак препинания, выполняющий как структурную, так и смысловую функцию в предложении.

 

Вариант 4.

Функциональная многозначность такого пунктуационного знака, как тире, ни у кого не вызывает сомнения. Есть у тире просто поразительная особенность. Оказывается,  «эта чёрная полоса чернил» (так называли тире в конце 18 века) способна играть контрастные роли, выполнять полярные функции. Убедимся в этом.

 Известно, что одно из основных значений тире – противопоставление, более или менее резкое. Именно в этом значении употреблено оно в предложении 7 прочитанного текста. В этом контексте тире противопоставляет то, что было на этом месте раньше и теперь: «были болота, теперь -  асфальтированные улицы».  Ещё пример. В предложении 1 употреблено тире между подлежащим и сказуемым. По правилу – если подлежащее выражается личным местоимением – здесь не должно быть тире, но при логическом подчёркивании допускается  постановка  этого знака.  В предложении 11  употребление тире регулируется правилом: тире при обособлении приложений, если перед последним можно вставить  «а именно».  В предложении  19 тире выступает как знак интонационной «неожиданности».

Из всего  сказанного можно сделать вывод, что значимость знаков препинания, в особенности тире, в современных текстах очень велика, и функции их усложняются. Подчас они выступают не только как  различители смысла, но и служат речевой экономии. А это значит, что употребление этого знака должно быть мотивировано.

Вариант 5.

   Тире – многофункциональный знак. Оно выполняет функции и чисто структурные, и смысловые, и экспрессивные.

  Какие же функции тире выполняет в тексте, взятого из материалов периодической печати? Попытаемся разобраться.  В предложениях 7, 15, 17, 18, 19  тире выполняет структурную функцию: пропуск  связки в сказуемом, пропуск сказуемого в эллиптических предложениях. Здесь оно означает не просто пропуски слов вообще, а слов как членов предложения, как структурных элементов предложения. Другую функцию – функцию экспрессивную -  тире  выполняет  в предложении 27. Оно разрывает интонационную плавность фразы и создаёт тем самым эмоциональную напряжённость и остроту. Выделенная с помощью тире эмоциональная сторона речи, её напряжённость и динамичность подчиняются манере изложения.

Итак, тире – один из самых ёмких в смысловом отношении знаков препинания, диапазон которого действительно широк.

 

Вариант 6.

Появившись в конце 18-го столетия, тире превратилось в наиболее значимый, функционально насыщенный знак препинания, всё шире и заметнее завоёвывает себе позиции в пунктуационной системе.

Широта применения тире в современных изданиях свидетельствует об определённой универсализации этого знака. Однако существуют закономерности его употребления. Во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти структурно пустые места. Во-вторых, оно способствует передаче на письме особых смысловых отношений – условно-временных и следственных.  В-третьих, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи. Какие же из этих функций тире встречаются в тексте О. Туберовской? Попробуем разобраться.

В предложениях 1, 2, 3, 7 тире выполняет структурную функцию. В данных предложениях оно обозначает пропуск связки в сказуемом, выраженным именем существительным. В двух примерах употребляется частицы «вот» и «это», которые интонационно выделяют именное сказуемое. Функцию  отграничителя  тире принимает на себя в предложении 8. Здесь оно сигнализирует о границе прямой речи    и  авторских слов, разрывающих её.  Ещё одну функцию тире -  смысловую – обнаруживаем  в предложении 12. Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из трёх простых. Тире между второй и третьей частью передаёт значение следствия, вывода. Так как эти значения не выражены лексически, т.е. союзами, тире – это тоже фиксация своеобразных пропусков.

Подведём итог. Тире помогает установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения. Оно требует уважительного отношения к себе. Хаотичное употребление может привести к изменению смысла.

 

 

Зачем нужно двоеточие?

         Двоеточие – один из десяти знаков препинания, изучаемых на уроках русского языка. В каких случаях оно употребляется?

         Двоеточие может выполнять две функции: разделительную и выделительную.

       В качестве разделительного данный знак препинания служит для разграничения частей бессоюзного сложного предложения, например: Павка лёг на дрова и уснул: усталость одолела. А также после слов автора перед прямой речью, как в следующем предложении.  Мама сказала: «Иди спать».

      Двоеточие как выделительный знак ставится после обобщающего слова перед однородными членами, например: Снег лежал повсюду: на крышах, на деревьях.

       Итак, у двоеточия  разнообразный круг употребления.

Зачем нужны скобки?

    Скобки – один из десяти знаков препинания, изучаемых на уроках русского языка. Когда они употребляются?

    Скобки служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.

    Одним из таких случаев является выделение вводного предложения, имеющего характер попутного замечания. Подтвердим это примером из теста: Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей..

    В скобки заключается обычно указание на автора после цитаты или отрывка из произведения, как, например, в конце предложенного  для анализа текста, например: Разрази тебя гроза(Д. Бедный).

   Таким образом, скобки являются выделительным знаком препинания.

Зачем нужны кавычки?

Вариант 1.

    Кавычки – один из десяти знаков препинания, изучаемых на уроках русского языка в школе. В каких случаях они употребляются?

    Во-первых, кавычками выделяются слова, употреблённые в необычном значении ( малоупотребительные; устаревшие или, наоборот, совсем новые; употреблённые в ироническом значении и т.д.), например: Мы в литературе чтим «табель о рангах».

            Во-вторых, данный знак препинания используется в предложениях с  прямой речью. Докажем примером из текста. «Купи хлеба», - попросила мама.

          ( Во-вторых, данный знак препинания используется при цитировании, как в следующем предложении: «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно», - писал Луначарский.

ИЛИ:

кавычками выделяются названия литературных произведений, газет, журналов, картин, музыкальных произведений и т.д.) Например: газета «Правда».

         Таким образом, кавычки широко используются в письменной речи.

Вариант 2.

    В современной письменной речи кавычки как знак препинания нашли достаточно широкое применение. Ими выделяется прямая речь, цитаты. В кавычки заключаются слова, употребляемые не в своём обычном значении, сказанные иронически, впервые предлагаемые. С помощью кавычек можно выделить устарелые, представляющие собой малоизвестные термины, слова, употребляемые в условном значении, применительно к ситуации или контексту. Удобно выделять кавычками диалог «в строчку», отделяя реплики героев.

   Так, в самом начале текста В. Лебедевой первый абзац (предложения 1-8) заключён в кавычки. Какую роль играют здесь кавычки? Перед нами цитата, состоящая из нескольких предложений. Подобные дословные выдержки приводятся  автором для подтверждения собственной мысли. Такую же функцию кавычки выполняют и в предложениях 28, 31 и 32, предложения оформлены в виде прямой речи. В предложениях 22 и 23  в кавычки заключены слова «любовь», «нелюбовь», «простая». Здесь они имеют другую функцию. Первые два слова, по словам матери Терезы, являются терминами, в которых описывается мир, третье – употребляется в условном значении.

   Как бы там ни было,  кавычки играют положительную роль в их оценочно-стилистической функции.

     Употребляя кавычки в качестве знаков препинания,  автор привлекает наше внимание к слову, предложению, высказыванию, акцентирует его значение, смысл. Именно поэтому кавычки необходимы в письменной речи.

 

Использование точки с запятой.

        Наверное, каждый ученик не раз задавал себе вопрос, зачем и когда надо ставить точку с запятой.

        В качестве разделительного данный знак препинания выполняет две функции.

         Во-первых, служит в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, особенно если внутри уже есть другие знаки препинания. Подтвердим свою мысль примером. Уже давно позади осталисьувеселительные пароходы; выраставший из воды, клокочущий содроганиями поездов вокзал.

          Во-вторых, используется для разделения частей сложного ( БСП, ССП) предложения, например: Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен..

           Таким образом, точка с запятой широко используется в письменной речи.

Использование восклицательного знака.

       В  каких случаях необходимо употреблять восклицательный знак? Попробуем ответить на этот вопрос.

       Данный знак препинания выполняет две функции в русском языке: отделительную и выделительную.

       В качестве отделительного восклицательный знак используется для оформления отдельного предложения как законченного, если в нём дополнительно выражены какие-либо чувства: декларативное сообщение, пожелание, удивление и т.д. Обратимся к примеру из текста: « Ооооо!» Восклицательный знак используется также в предложениях, побуждающих к действию, например: «Ооо!» Иногда встречается комбинация вопросительного и восклицательного знаков для выражения, как правило, недоумения или сомнения, например: «Ооо?!»

      Выделительную функцию восклицательный знак реализует в предложении, осложнённом обращением, которое находится в начале и произносится с повышением голоса, как в следующем примере: «О! Оооо».

      Таким образом, восклицательный знак ставится в различных по цели высказывания (повествовательных, вопросительных, побудительных) предложениях, а также после обращений.    

 

Использование вопросительного знака.

    В каких случаях необходимо употреблять вопросительный знак? Попробуем ответить на этот вопрос.

    Данный знак препинания выполняет в русском языке отделительную функцию.

    Во-первых, он используется в конце простого предложения, заключающего в себе вопрос. Обратимся к примеру из текста: Что день грядущий мне готовит? А также в конце сложного предложения, если все образующие его части или последняя из них содержит в себе вопрос, например: Хочется вам узнать, какие сражения бывают?

    Во-вторых, в конце прямой речи или в репликах диалога, как в следующем предложении. «Вы где?»- отозвалось эхо.   

   Таким образом, вопросительный знак используется для оформления вопросительного по цели высказывания предложения.

Использование многоточия.

Вариант 1.

     Многоточие – один из десяти знаков препинания русского языка. В каких случаях оно ставится? Попытаемся ответить на этот вопрос.

    Данный знак препинания может ставиться как в начале, так и в конце предложения.

    Во-первых, многоточие в конце отрезка речи используется для обозначения незаконченности высказывания, например: Вот я выздоровлю, я васвынесу! А также при перечислении с нераскрытым содержанием, например: ФестивалиКонкурсыКонцерты

    Во-вторых, в начале текста многоточие указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени.

    В-третьих, пропуск обозначается многоточием, если цитата приводится не полностью, например: Ломоносов писал, что «красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, прошлые века писанных»

Вариант 2.

         Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак может быть использован с различным назначением. Одним из таких знаков препинания является многоточие. Что может выражать этот знак?   С какой целью авторы используют многоточие?

        Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными  причинами   (волнением  говорящего,  внешними  помехами и т. д.), намеренного интригующего умолчания,  а также  для указания на перерывы в речи, на заминки. В конце предложения употребляется для указания на то, что приводимое перечисление могло бы быть продолжено. Ставится оно и  для указания  на  неожиданный переход от одной мысли к другой. Многоточие в начале текста указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование   или   что   между   событиями,   описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени. Часто в названиях газетных статей многоточие употребляется при перечислении слов с нераскрытым содержанием.

      Может ли многоточие при всём многообразии функций помочь понять подтекст  произведения? Оказывается, может.

   Некоторые случаи употребления многоточия встречаются в тексте  (название, автор). Так,  в предложении (указать номер) многоточие имеет следующий смысл: (расшифровать смысл), а в предложении (указать номер) многоточие помогает понять  другое: (указать смысловое значение многоточия).

   Следовательно,